Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, должны быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и иметь страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).

Страховое свидетельство можно получить как самим иностранным гражданам, так и их работодателям, для чего необходимо представить в Социальный фонд России или МФЦ документ, удостоверяющий личность, и анкету (размещена на сайте СФР). Если иностранный гражданин постоянно проживает на территории РФ, то ему необходимо предъявить вид на жительство, так же, как и лицам без гражданства. Временно проживающим – разрешение на временное проживание и визу (если со страной иностранца установлен визовый режим).

Третья категория граждан, подлежащая регистрации - иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно пребывают на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»); Иностранные граждане или лица без гражданства из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории Российской Федерации, могут быть зарегистрированы в системе ОПС без последующего учета пенсионных прав. То есть начисление и уплату страховых взносов на ОПС за названных лиц страхователи производить не будут. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на данную категорию граждан также представлять не нужно.

В случае найма иностранных граждан работодателям необходимо отслеживать их миграционный статус для соблюдения норм российского пенсионного и трудового законодательств. Ответственность работодателя в случае неуплаты страховых взносов за иностранных работников такая же, как и за российских сотрудников.

«Работа в ЕАЭС»

Фондом цифровых инициатив Евразийского банка развития (далее - ФЦИ ЕАБР) реализуется проект «Работа в ЕАЭС».

Цель проекта – создание комфортных условий пребывания мигрантов в стране трудоустройства. В рамках данного проекта со стороны ФЦИ ЕАБР разработано мобильное приложение «Работа в ЕАЭС», которое позволяет трудовым мигрантам оформить необходимые документы и воспользоваться цифровыми сервисами страны назначения.

Проект предусматривает оцифровку и упрощение процедур трудовой миграции для граждан из стран ЕАЭС и СНГ в государства – члены ЕАЭС путем повышения информированности большого числа потенциальных пользователей мобильного приложения «Работа в ЕАЭС» о вакансиях в государствах-участниках проекта, предоставления цифровых государственных и коммерческих услуг через приложение до и на протяжении всего периода трудоустройства мигранта.

На данном этапе реализованы и внедрены в промышленную эксплуатацию сегменты Российской Федерации и Республики Армения приложения «Работа в ЕАЭС». Приложение доступно для скачивания в магазинах приложений AppStore, Google Play и App Gallery.

QR-коды для перехода в магазины приложений для скачивания:

(наведите камерой мобильного устройства для быстрого перехода в App Store или Google Play)

В рамках национального сегмента Российской Федерации уже реализованы следующие сервисы и функциональность:

1)  поиск и отклик на вакансию;

2)  проверка ограничений на въезд в РФ;

3)  проверка ИНН;

4)  признание иностранных документов об образовании;

5)  обращение в трудовую инспекцию;

6)  проверка страхового стажа;

7)  помощник трудового мигранта;

8)  ответы на часто задаваемые вопросы;

9)  нормативные правовые акты;

10)  оформление и выдача патента;

11)  аренда жилья;

12)  покупка авиа- и ж/д билетов;

13)  оформление полиса ДМС.

14)  нотариальный перевод документов;

15)  сервис регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход для граждан ЕАЭС;

16)  сервис проверки статуса самозанятого по его номеру мобильного телефона;

17)  сервис построения маршрута до уполномоченной организации для получения услуги, в части таких услуг, как: обращение в трудовую инспекцию с жалобой на работодателя, обращение в уполномоченную организацию для получения патента, подача заявления на ИНН и СНИЛС;

18)  сервис прохождения пробного экзамена уровня 1 (для получения патента);

19)  сервис прохождения пробного экзамена уровня 2 (для получения разрешения на временное проживание);

20) сервис прохождения пробного экзамена уровня 3 (для получения вида на жительство);

21)  сервис оформления банковской карты на территории Российской Федерации;

22)  сервис трансграничного денежного перевода;

23)  сервис покупки СИМ-карты российского сотового оператора;

24)  сервис уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, оплата патента;

25)  сервис получения ИНН;

26) функционал получения справки о постановке на учет в качестве самозанятого в Российской Федерации;

27) функционал получения справки о доходах самозанятого в Российской Федерации;

28) функционал регистрации/аннулирования дохода самозанятого;

29) сервис транслитерации;

30) сервис предварительной записи на приём в МВД России;

31) сервис предварительной записи для подачи документов на патент;

32) сервис снятия с учёта в качестве самозанятого;

33) сервис проверки готовности разрешения на временное проживание;

34) сервис проверки готовности вида на жительство;

35) сервис проверки штрафов ГИБДД.

В сегменте Республики Армения реализовано более 30 различных сервисов и функциональности, включая оформление вида на жительство, регистрацию юридического лица, обращения в государственные органы, а также поиск вакансий и жилья, и другие.

Также в мобильное приложение «Работа в ЕАЭС» добавлена возможность выбора языка приложения на один из 5 языков стран ЕАЭС.

Концепцией проекта «Работа в ЕАЭС» предусмотрено формирование национальных сегментов государств – членов ЕАЭС, что позволит всем странам ЕАЭС реализовать полезные для трудовой миграции сервисы и предоставить широкие возможности приложения в рамках решения задач национальных повесток.

Сервисы национального сегмента приложения проектируются, разрабатываются и внедряются по предложению самого государства-участника проекта, в строгом соответствии с национальным законодательством. При проектировании национальных сервисов учитываются уровень цифровой готовности самих сервисов, их востребованности в конкретном государстве, полезности для потенциальных пользователей и государственных органов.

Проект не предусматривает обязательную зеркальность сервисов в государствах – участниках проекта. Количество сервисов, их виды, бизнес-процесс пользования ими и приоритетность реализации сервисов в национальных сегментах стран могут отличаться, и зависят от конкретного запроса ответственного за национальный сегмент.

Национальные компоненты приложения будут разворачиваться на территории самого государства – участника проекта в соответствии с его нормативно-правовой базой, в том числе определяющей обеспечение информационной безопасности.

Подробнее